Файловая система NTFS извне и изнутри

       

Атрибуты (attribute)


Структурно всякий атрибут стоит из атрибутного заголовка (attribute header) и тела атрибута (attribute body). Заголовок атрибута всегда хранится в файловой записи, расположенной внутри MFT (см. "файловые записи"). Тела резидентных атрибутов хранятся там же. Нерезидентные атрибуты хранят свое тело вне MFT, в одном или нескольких кластерах, перечисленных в заголовке данного атрибута в специальном списке (см. "списки отрезков"). Если 8-разрдное поле, расположенное по смещению 08h байт от начала атрибутного заголовка, равно нулю– атрибут считается резидентным, а если единице – то нет. Любые другие значения недопустимы.

Первые четыре байта атрибутного заголовка определяют его тип. Тип атрибута в свою очередь определяет формат представления тела атрибута. В частности, тело атрибута данных (тип: 80h – $DATA) представляет собой "сырую" последовательность байт. Тело атрибута стандартной информации (тип: 10h – $STANDARD_INFORMATION) описывает время его создания, права доступа и т. д. Подробнее см. "типы атрибутов".

Следующие четыре байта заголовка содержат длину атрибута, выражаемую в байтах. Длина нерезидентного атрибута равна сумме длин его тела и заголовка, а длина резидентного атрибута равна длине его заголовка. Короче говоря, если к смещению атрибута добавить его длину, мы получим указатель на следующий атрибут (или маркер конца, если текущий атрибут – последний в цепочке).

Длина тела резидентных атрибутов, выраженная в байтах, храниться в 32-разрядном поле, расположенном по смещению 10h байт от начала атрибутного заголовка. 16-разрядное поле, следующее за его концом, хранит смещение резидентного тела, отсчитываемое от начала атрибутного заголовка. С нерезидентными атрибутами в этом плане все намного сложнее и для хранения длины их тела используется множество полей. Реальный размер тела атрибута (real size of attribute), выраженный в байтах, хранится в 64-разрядном (!) поле, находящемся по смещению 30h байт от начала атрибутного заголовка. Следующее за ним 64-разрядное поле хранит инициализированный размер потока (initialized data size of the stream), выраженный в байтах и, судя по всему, всегда равный реальному размеру тела атрибута. 64-разрядное поле, расположенное по смещению 28h байт от начала атрибутного заголовка, хранит выделенный размер (allocated size of attribute), выраженный в байтах и равный реальному размеру тела атрибута округленному до размера кластера (в большую сторону).


Два 64- разрядных поля, расположенные по смещению 10h и 18h байт от начала атрибутного заголовка задают первый (starting VCN) и последний (last VCN) номер виртуального кластера, принадлежащего телу нерезидентного атрибута. Виртуальные кластеры представляют собой логические номера кластеров, не зависящие от своего физического расположения на диске. В подавляющем большинстве случав, номер первого кластера тела нерезидентного атрибута равен нулю, а последний – количеству кластеров занятых телом атрибута, уменьшенном на единицу. 16-разрядное поле, расположенное по смещению 20h от начала атрибутного заголовка, содержит указатель на массив Data Runs, расположенный внутри этого заголовка и описывающий логический порядок размещения нерезидентного тела атрибута на диске (подробнее см. "списки отрезков").

Каждый атрибут имеет свой собственный идентификатор (attribute ID), уникальный для данной файловой записи и хранящийся в 16-разрядном поле, расположенном по смещению 0Eh от начала атрибутного заголовка.

Если атрибут имеет имя (attribute Name), то 16-разрядное поле, расположенное по смещению 0Ah байт от атрибутного заголовка, содержит указатель на него. Для безымянных атрибутов оно равно нулю (а большинство атрибутов безымянны!). Имя атрибута хранится в атрибутном заголовке в формате UNICODE, а его длина определяется 8-разрядным полем, расположенным по смещению 09h байт от начала атрибутного заголовка.

Если тело атрибута сжато, зашифровано или разряжено, 16-разряное поле флагов, расположенное по смещению 0Ch байт от начала атрибутного заголовка не равно нулю.

Остальные поля не играют сколь ни будь существенной роли и потому здесь не рассматриваются.

смещение



размер

значение

описание

00h

4

тип (type) атрибута (например,. 0x10, 0x60, 0xB0)

04h

4

длина атрибута, включая этот заголовок

08h

1

00h

нерезидентный флаг (non-resident flag)

09h

1

N

длина имени атрибута (ноль если атрибут безымянный)

0Ah

2

18h

смещение имени (ноль если атрибут безымянный)

0Ch

2

00h

флаги

значение

описание

0001h

сжатый атрибут (compressed)

4000h

зашифрованный атрибут (encrypted)

8000h

разряженный атрибут (sparse)

0Eh

2

идентификатор атрибута (attribute ID)

10h

4

L

длина тела атрибута, без заголовка

14h

2

2N+18h

смещение тела атрибута

16h

1

индексный флаг

17h

1

00h

для выравнивания

18h

2N

UNICODE

имя атрибута (если есть)

2N+18h

L

тело атрибута


Содержание раздела